Ежегодный `Обзор: Фитнес-центры`и ТОП-лист клубов от журнала `Деловой кварартал`
Дата: 26/01/2009
Тема: Fitness.nnov.ru


Автор: Алексей Меркутов. "Деловой квартал" № 2 (100) от 26 января 2009
Избыточный спрос на услуги нижегородских фитнес-центров, который наблюдался в прошлом году, значительно снизился. Сегодня участники рынка вынуждены бороться за платежеспособных клиентов. Осваивая работу в новой для них конкурентной среде, руководители клубов отказались от повышения цен, привлекают горожан скидками и акциями, продолжают повышать качество обслуживания. Максимальное падение спроса на фитнес-услуги, по мнению экспертов «ДК», произойдет осенью текущего года — когда окончится традиционно мертвый летний сезон.

Автор: Алексей Меркутов. merkutov@dknn.apress.ru№ 2 (100) от 26 января 2009

эксперты
Ирина Борисова
руководитель женского фитнес-клуба Drive
Юрий Губский
генеральный директор ООО «КГЛ Групп» (сеть фитнес-клубов «Спарта»)
Анастасия Донина
исполнительный директор клуба FITS
Алексей Емельянов
генеральный директор фитнес-клуба X-fit
Андрей Ефимов
руководитель проекта fitness.nnov.ru
Юлия Персиянова
фитнес-директор клуба Golds Fitness
Алексей Трушин
генеральный директор World Class — Нижний Новгород

На сколько сократилось количество клиентов фитнес-центров?

Когда клубы начнут снижать цены?

Почему руководители запрещают фитнес-инструкторам подрабатывать?

Поданным участников нижегородского рынка фитнес-услуг, в 2008 г. рынок подрос на 20%. Цифра могли быть и больше: еще осенью эксперты ожидали 40% прироста и появления в городе нескольких новых фитнес-центров. Кризис изменил положение дел.

При оценке объемов рынка мнения участников разошлись. По данным представителей демократичного сегмента фитнес-центров, он составляет 350 млн руб. Генеральный директор «World Class — Нижний Новгород» АЛЕКСЕЙ ТРУШИН оценил объем нижегородского рынка более чем в 1 млрд руб.

Четверть нижегородского рынка занимает один игрок

Сегодня в Нижнем Новгороде работает 50 клубов различных ценовых сегментов — от премиум до демократичного (в это число не входят танцевальные студии, школы восточных единоборств, бассейны, а также центры, образованные на базе муниципальных или государственных спортивных учреждений).

К премиум-сегменту участники рынка относят фитнес-центры, стоимость годовой клубной карты в которых начинается от 45 тыс. руб. Таких в Нижнем Новгороде три: сеть World Class, Golds Fitness, а также недавно открывшийся «Сормович». Они работают на площади более 1000 кв.м, оборудованы бассейном, предоставляют хороший перечень дополнительных услуг.

Годовой абонемент в центры среднего сегмента обойдется клиенту в 16–30 тыс. руб. Наиболее яркие представители, работающие в этой нише, — клубы X-fit и FITS. Стоимость годовой клубной карты в них составляет 24 и 28,5 тыс. руб. соответственно.

Основная масса нижегородских клубов работает в демократичном сегменте. Для него характерна помесячная оплата занятий, которая не превышает 1500 руб.

Более 60% совокупного оборота мест­ной фитнес-индустрии приходится на группу из семи-восьми участников. Опрошенные «ДК» специалисты отнесли к их числу Word Class (пять клубов), Golds Fitness, «Спарту» (восемь клубов), «Джоги» (три клуба), X-fit, FITS, «ФиджиН» и т.д. При этом, по словам генерального директора ООО «КГЛ Групп» (сеть фитнес-клубов «Спарта») ЮРИЯ ГУБСКОГО, на долю пяти клубов сети World Class приходится около 25% рынка. Алексей Трушин соглашается с этим показателем, напоминая, что объем рынка превышает 1 млрд руб.

В прошлом году эксперты отмечали, что спрос на услуги клубов сильно превышал предложение. По словам руководителя женского фитнес-клуба Drive ИРИНЫ БОРИСОВОЙ, в последние два-три года спрос увеличивался на 40–50% в год. Участники рынка утверждали, что можно спокойно открывать близкие по формату клубы в одном районе — главное, чтобы расстояние между ними было не менее пяти километров. В таком случае центры не будут конкурировать. Показателен пример клуба «Сормович»: он открылся в непосред­ственной близости с центром Golds Fitness, несмотря на то, что оба клуба работают в высоком ценовом сегменте и предлагают схожий перечень услуг. «Мы рассматривали «Сормович» как нашего прямого конкурента, был даже небольшой отток клиентов. Однако многих из них удалось вернуть более высоким качеством сервиса, что характерно для сетевого проекта», — заявляет фитнес-директор клуба Golds Fitness ЮЛИЯ ПЕРСИЯНОВА.

Не испытывали проблем с клиентами и демократичные клубы, делающие ставку на аудиторию, которая хочет заниматься спортом, но не может позволить себе тратить на это больше 10 тыс. руб. в год. У «Спарты», к примеру, сейчас самая развитая в городе сеть, состоящая из восьми клубов. Стоимость месячного абонемента в любой из них составляет 1000 руб. «Наша позиция такова: штанга в 100 кг всегда будет штангой в 100 кг. Независимо от того, в каком клубе она установлена и где произведена», — поясняет г-н Губский.

Фитнес-центры учатся работать в условиях кризиса

По мнению экспертов, сейчас рынок фитнес-услуг заполнен лишь наполовину: город вполне может вместить 100–110 клубов. «Пока конкурентная обстановка на рынке фитнес-услуг замечательная: конкуренции практически нет», — заявляет директор клуба X-fit АЛЕКСЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ. В прошлом году в городе открылось порядка 10 клубов. В премиум-сегменте — «World Class Родионова» в ТЦ «Фантастика» и «Сормович», средний пополнился клубом X-fit, а в демократичном лучшую динамику показала «Спарта», открывшая два клуба.

АНДРЕЙ ЕФИМОВ, руководитель интернет-проекта fitness.nnov.ru, убежден, что в текущем году динамика открытия фитнес-центров замедлится. Те клубы, которые открылись в городе в конце 2008 г. — уже во время кризиса — были спланированы и в значительной мере профинансированы. Андрей Емельянов: «В Нижнем Новгороде можно построить еще четыре-пять фитнес-центров премиум-класса, но в кризисный период их число вряд ли увеличится». Как оценивает Юрий Губский, инвестиции в запуск фитнес-центра премиум-класса составляют $2 млн, среднего и демократичного — $1 млн и $250 тыс. соответственно. «Мы прогнозируем в ближайшее время сокращение спроса на услуги фитнес-цент­ров, так что сроки окупаемости клубов увеличатся в среднем на 20%», — кон­статирует г-н Губский.

Как рассказала исполнительный директор клуба FITS АНАСТАСИЯ ДОНИНА, кризис уже изменил рынок фитнес-услуг: «Многим сейчас стало не до спорта. Представьте, человеку задерживают зарплату, отправили в административный отпуск, не дай бог уволили, а у него семья, дети Какой уж тут фитнес?!»

Большинство опрошенных «ДК» участ­ников рынка констатировали, что с осени 2008 г. по январь текущего количество клиентов сократилось в среднем на 30%. «Чтобы минимизировать потери, мы проводим акции, предлагаем скидки и не поднимаем цены», — поясняет Ирина Борисова. Впрочем, падение спроса отметили в основном клубы демократичного сегмента, где клиенты оплачивают занятия в основном помесячно. Клубы высокого и среднего сегмента пока пострадали меньше ввиду того, что в прошлом году продали годичные клубные карты.

Г-жа Донина уверена, что в новых экономических условиях клиентов на всех не хватит, и, скорее всего, центры начнут закрываться. Однако, сколько участников останутся за бортом рынка, эксперт назвать затрудняется.

Снижать стоимость своих услуг фитнес-центры пока не намерены. Андрей Ефимов: «Цены нижегородских клубов за годы неудовлетворенного спроса достигли и даже превзошли мировые, снижать их игроки в ближайшие месяцы не будут. Именно с окончанием холодов на рынке случается традиционный всплеск активности: горожане приводят себя в форму после зимы, готовятся к купальному сезону и отпускам».

Цены не единственный инструмент регулирования доходов фитнес-центров. «Крупные нижегородские клубы, по примеру московских и питерских, сокращают сетку занятий, стоимость которых входит в стоимость клубной карты. Естественно, одновременно с этим увеличивается количество дополнительных услуг, оплачиваемых отдельно», — поясняет Юлия Персиянова. Небольшие клубы, у которых количество услуг в разы меньше, пока не осмеливаются перенимать подобный опыт. «У меня была мысль сделать посещение сауны платным для всех клиентов, но я решила повременить, опасаясь, что это приведет к потере клиентов», — рассказывает Ирина Борисова.

До кризиса расширению сетей и открытию новых клубов препятствовало отсутствие в городе подходящей недвижимости или высокая стоимость аренды. Во время кризиса появились еще и проблемы с заемными средствами. В таких условиях участники рынка планируют максимально эффективно использовать имеющиеся площади для дополнительных услуг: устанавливают солярии, отводят места под сауны и косметологические кабинеты.

Фитнес-центрам не хватает профессиональных тренеров

Уменьшать издержки, сокращая персонал, как это делает в кризис большинство коммерческих предприятий, фитнес-цент­ры не будут: уволить инструктора значит лишиться части клиентов. «Первое, о чем спрашивают при выборе клуба, — это профессионализм инструктора. Люди не хотят доверять свое тело непрофессионалу. Поэтому грамотный тренер, который может себя продать, всегда уведет людей», — уверена Анастасия Донина. По словам Алексея Трушина, фитнес-тренеры — действительно ключевой ресурс клуба, но уход инструктора в сети клубов World Class не провоцирует уход части клиентов. «Мы всегда можем найти адекватную замену. Отчасти благодаря тому, что у нас одна из самых высоких зарплат в городе. Лучшие инструкторы зарабатывают более 50 тыс. руб. в мес., начинающие примерно вдвое меньше», — поясняет г-н Трушин. По данным экспертов «ДК», в среднем по рынку профессиональный фитнес-тренер стоит 25 тыс. руб. в месяц. При этом основной его заработок приходится на проценты от проведения индивидуальных занятий.

Эксперты утверждают, что профессиональных инструкторов нижегородскому рынку не хватает. Кадровый дефицит объясняется прежде всего тем, что учебных заведений, готовящих необходимых работников, просто нет. Как правило, на нижегородском рынке труда инструктор, способный сразу же приступить к работе с клиентами,  — большая редкость. В подавляющем большинстве случаев игроки рынка готовят их за свой счет, организуя посещение семинаров и мастер-классов.

Руководители нижегородских фитнес-центров не приветствуют, когда тренер клуба подрабатывает в других заведениях. «Либо он полностью выкладывается у нас в клубе, либо пусть работает за его пределами», — заявляет г-жа Донина.

Владельцы клубов надеются, что в будущем появятся специализированные центры для подготовки фитнес-инструкторов. Они могут быть организованы как на базе государственных учреждений, так и в частном порядке. Участники рынка понимают, что кризис не вечен и спрос на профессионалов со временем будет только расти.

мнение

На премиум-сегменте кризис пока не сказался

Алексей Трушин
генеральный директор «World Class — Нижний Новгород»

Из-за кризиса у нас наблюдается небольшое снижение в демократичном формате («World Class Старт»). В премиум-сегменте, в котором работают остальные четыре клуба сети, пока особого снижения мы не отмечаем. В течение года ожидаем падение спроса на 20%, но скидок на услуги предлагать все равно не будем: премиальный товар, на который предлагается скидка, по моему мнению, становится ущербным.
К сожалению, мы вынуждены сокращать количество услуг, входящих в стоимость клубной карты и выделять их в дополнительные, которые оплачиваются отдельно. В ряде клубов с 1 февраля мы введем такую практику. Причина — рост операционных расходов: электричество, газ, вода и т.д. К тому же стоимость аренды в городе пока также остается высокой. Мы готовы к негативной реакции, но, повторю, вынуждены это делать.
Планов по открытию новых клубов на 2009 г. нет. Все стратегические задачи мы выполнили, заняли запланированную долю рынка. В этом году намерены повышать эффективность — кризис нам в этом помогает.

Юрий Губский: «Мы прогнозируем в ближайшее время сокращение спроса на услуги фитнес-центров, так что сроки окупаемости клубов увеличатся в среднем на 20%».

Юлия Персиянова: «Крупные нижегородские клубы, по примеру московских и питерских, сокращают сетку занятий, стоимость которых входит в стоимость клубной карты».

Андрей Ефимов: «Цены нижегородских клубов за годы неудовлетворенного спроса достигли и даже превзошли мировые, снижать их игроки в ближайшие месяцы не будут».

Топ-лист: Фитнес-центры>> 

№ 2 (100) от 26 января 2009 Ранжирование по общей площади фитнес-центра (центров) в Нижнем Новгороде

http://dkvartal52.ru/

Обзор и таблица 2008 года >>

 







Это статья Фитнес и активный отдых в Нижнем Новгороде
http://www.fitness.nnov.ru

URL этой статьи:
http://www.fitness.nnov.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=307